Что является результатом проведения государственной экологической экспертизы
Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы
П. 1 ст. 18 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.
3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
П. 4 ст. 18 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Заключения, истекающие с 14.03.2022 до 31.12.2023, продлеваются до 31.12.2024, если реализация объекта осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 статьи 11 настоящего Федерального закона, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.
Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, — кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2008 N 202-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Сведения о заключении государственной экологической экспертизы размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайне.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
6.2. Сроки размещения сведений о заключении государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу «одного окна» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не должны превышать сроки включения сведений о заключении экспертизы проектной документации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Что является результатом проведения государственной экологической экспертизы
Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
П. 1 ст. 14 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:
(в ред. Федеральных законов от 16.05.2008 N 75-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ, от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
(в ред. Федеральных законов от 16.05.2008 N 75-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ, от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
В 2023 году представление материалов обсуждений не требуется при проведении повторной экспертизы в отношении объектов, предусмотренных пп. 7 — 7.10 ст. 11, за исключением случаев, указанных в Постановлении Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзацах третьем — пятом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
С 01.09.2024 в абз. 1 п. 1.1 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 469-ФЗ).
П. 1.1 ст. 14 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
1.1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7, 7.1 — 7.3, 7.5, 7.7 — 7.10 статьи 11 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, может проводиться в соответствии с предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденным Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна».
Материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, в том числе повторной, представляются в электронной форме (за исключением случаев, если документы и материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, государственной экспертизы проектной документации, содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения) одновременно с документами и материалами, необходимыми для проведения государственной экспертизы проектной документации, при условии соответствия формы и содержания направляемых на государственную экологическую экспертизу материалов требованиям настоящего Федерального закона и при наличии их в составе, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.
При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона обладает лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на подготовку проектной документации искусственного земельного участка либо заключен договор о создании искусственного земельного участка.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Государственная экологическая экспертиза, в том числе проводимая по принципу «одного окна» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 3 ст. 14 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы (за исключением государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу «одного окна» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи) устанавливается не позднее чем через пять рабочих дней после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 1 и 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу «одного окна» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, в том числе повторной, устанавливается в соответствии с предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденным Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна».
(абзац введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы не изменяется в случае, если федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации запрашивают необходимые для проведения государственной экологической экспертизы документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 16.05.2008 N 75-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 4 ст. 14 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
4. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать сорок два рабочих дня, если иное не предусмотрено федеральным законом. Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен на двадцать рабочих дней по заявлению заказчика.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Утратил силу с 1 сентября 2023 года. — Федеральный закон от 10.07.2023 N 305-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
8. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.
9. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе повторной, определяются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(п. 9 введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 162-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 422-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов капитального строительства, необходимых для организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке, развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и предусмотренных подпрограммой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, определяются Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(п. 10 введен Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ)
11. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 100-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов, необходимых для создания инфраструктуры территорий опережающего развития, устанавливаются Федеральным законом «О территориях опережающего развития в Российской Федерации».
(п. 12 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 271-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов, находящихся на территории Калининградской области, устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
(п. 13 введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 393-ФЗ)
14. При проведении государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, указанного в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не требуются организация и проведение обсуждений указанного плана мероприятий с гражданами и общественными организациями (объединениями), а также предоставление в составе материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе, материалов таких обсуждений.
(п. 14 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 446-ФЗ)
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ГЭЭ)
Сегодня во всем мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза, порядок проведения которой установлен Федеральным законом от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон).
ТЕЗИСЫ
1. Экологическая экспертиза проводится для определения соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды.
2. Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений данных по проведению оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
3. Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.
Багдасаров Вадим, руководитель проектов направления «Охрана труда и экология» Группы компаний SRG
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Определение экологической экспертизы дано в ст. 1 Закона. Под данным видом экспертизы понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Отсюда следует, что экологическая экспертиза проводится для определения соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды.
ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Согласно ст. 4 Закона в Российской Федерации выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области экологической экспертизы, и общественная.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в числе прочего, являются проекты технической документации на новые технику либо технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (п. 5 ст. 11 Закона).
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Необходимо отметить, что с 01.01.2018 г. в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы будут также являться:
- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории;
- материалы обоснования комплексного экологического разрешения.
При этом обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений данных по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
Материалы по ОВОС должны базироваться на результатах научно-технических и проектно-изыскательских работ, объективно отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов.
Состав материалов по ОВОС определяется порядком проведения оценки и зависит от вида намечаемой деятельности, а также требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.
ВАЖНО!
Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов по ОВОС обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.
При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком, если таковой был выявлен.
Также заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации на- мечаемой деятельности.
Однако необходимо иметь в виду, что на этапе проведения ОВОС может быть принято решение о нецелесообразности проведения общественных слушаний по материалам оценки.
Таким образом, государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Закона и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:
- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
- положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Основанием для исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня является регистрация сопроводительного письма в Росприроднадзоре, с приложением всех необходимых для проведения экспертизы материалов.
Одним из обязательных условий проведения государственной экологической экспертизы является предварительная оплата заказчиком документации, подлежащей экспертизе. Закон требует, чтобы оплата была произведена в полном объеме.
ОПЛАТА
Принципиальным является вопрос о моменте, когда экспертиза должна быть оплачена. С момента определения соответствия представленных материалов требованиям ответственный исполнитель в срок не более 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма направляет заказчику уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления. К указанному уведомлению при- лагается смета и счет на оплату проведения экспертизы.
В случае отсутствия оплаты счета в течение 30 дней со дня получения заказчиком уведомления о необходимости оплаты материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, возвращаются с уведомлением заказчику без проведения экспертизы.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после оплаты экспертизы и представления заказчиком комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве.
Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. При этом оно может быть как положительным, так и отрицательным.
Заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику ответственным секретарем экспертной комиссии в течение 5 дней со дня его утверждения. При этом после завершения экспертизы один экземпляр материалов остается в экспертном подразделении, а остальные возвращаются заказчику.
Следует отметить, что повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в случае отрицательного заключения и при условии переработки материалов с учетом замечаний, изложенных в заключении, а также на основании решения суда или арбитражного суда.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком являются:
- создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
- реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Ст.ст. 31–34 Закона предусматривают уголовную, административную, материальную, гражданско-правовую ответственность.
При этом согласно ст. 32 Закона лица, виновные в совершении нарушений, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Так, согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от 20 до 100 тыс. руб.
А ст. 8.4 КоАП РФ устанавливается ответственность в виде наложения штрафа:
- Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
- Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 50 000 до 150 000 руб.
- Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.
Таким образом, реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, а также ст. 8.1 КоАП РФ.
Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой мероприятие, организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом исполнительной власти субъекта РФ в области экологической экспертизы.
Что собой представляет государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.
Объекты экологической экспертизы федерального уровня описаны в статье 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», а регионального уровня — в статье 12.
Государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Ростехнадзор).
Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Цели проведения государственной экологической экспертизы
Цель проведения ГЭЭ — это установление соответствия деятельности предприятия экологическим требованиям и определение допустимости реализации проекта ГЭЭ в целях предупреждения неблагоприятного воздействия этой деятельности на окружающую среду, а также ликвидация связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
В рамках экологической экспертизы устанавливается соответствие документации, обосновывающей деятельность предприятия установленным экологическим нормам (технические регламенты, законодательство в области охраны окружающей среды).
Какие документы должен предоставить заказчик
Для проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) заказчик должен предоставить следующую документацию:
- документация, подлежащая ГЭЭ;
- материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности;
- положительные заключения и документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы;
- материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями).
Этапы проведения ГЭЭ
- Организация и проведение анализа и оценки объектов
- Оценка соответствия объектов экологическим стандартам, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации.
- Анализ всей документации и информации, характеризующих потенциальное воздействие деятельности предприятия на окружающую среду.
- Подготовка выводов ГЭЭ, их передача государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта.
- Информирование заинтересованных лиц, общественности о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую среду и связанных с ними социальных, экологических и иных последствиях деятельности предприятия.
Результат проведения государственной экологической экспертизы
Заключение государственной экологической экспертизы является результатом проведения государственной экологической экспертизы.
В случае получения отрицательного заключения ГЭЭ заказчик имеет право представить материалы на повторную ГЭЭ при условии исправления предписанных ранее замечаний (описанных в данном заключении).
В свою очередь, положительное заключение государственной экологической экспертизы представляет собой одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ.
Сроки проведения работ:
- объекты гос. экологической экспертизы (простые) — до 30 дней;
- объектов гос. экологической экспертизы (средней сложности) — до 60 дней;
- объектов гос. экологической экспертизы (сложные) — от 60 до 120 дней.
Если вам необходимо провести государственную экологическую экспертизу, то вы можете обратиться к нашим специалистам, которые ответят на все интересующие вопросы.
Если Вам необходимо провести сертификацию, разработать техническую документацию или получить консультацию по услугам, то вы можете обратиться к нашим специалистам, которые ответят на все интересующие вопросы:
+7 (499) 350-85-01 (Москва) |
8-800-550-14-48 (бесплатный звонок для регионов) |
Отправьте онлайн заявку! |
Закажите обратный звонок! |
Почта: info@sertpromtest.ru |