Какой уровень образования обязателен согласно конституции рф
Перейти к содержимому

Какой уровень образования обязателен согласно конституции рф

  • автор:

Статья 43 Конституции России

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации

Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Комментируемая статья определяет базовые начала регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование.

Основным законодательным актом в данной сфере является Закон РФ № 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с его статьей 1 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

В части 1 ст. 43 признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом.

В Законе «Об образовании» определены принципы государственной политики в области образования. В ст. 1 Закона сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения).

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • единство федерального, культурного и образовательного пространства;
  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования;
  • приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно — общественный характер управления образованием;
  • автономность образовательных учреждений.

Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.

В части 2 ст. 43 Конституции РФ с поправками 2020 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона «Об образовании».

Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР». Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст. 6 Закона «Об образовании».

Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования понимается совокупность:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются ст. 9 Закона «Об образовании».

Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях следующих типов:

  • дошкольных;
  • общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного образования взрослых;
  • специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • дополнительного образования;
  • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • дополнительного образования детей;
  • других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.

Образовательные учреждения по своим организационно — правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных объединений).

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

В соответствии с частью 3 ст. 43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст. 5 Закона «Об образовании»).

Лицам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования.

Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.

Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.

Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

Согласно части 4 ст. 43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10, 11 классы прием учащихся осуществляется только по их желанию.

Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст. 19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается 18-летним возрастом обучающегося.

Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.

По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший пятнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Часть 5 ст. 43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально — региональный компоненты.

Государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации.

Федеральный и национально — региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план.

При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст. 7 Закона «Об образовании». Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Государственные органы управления образованием контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов.

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст. 10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке.

При этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Какой уровень образования обязателен согласно конституции рф

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному и профессиональному самоопределению).

(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

3.1. Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 04.08.2023 N 479-ФЗ)

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может предусматривать углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

7.1. Решение об открытии группы продленного дня и о режиме пребывания в ней детей принимается образовательной организацией, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся в порядке, определенном уставом образовательной организации. В группе продленного дня осуществляются присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 301-ФЗ)

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

Приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 436н утвержден Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

12. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.06.2018 N 170-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Конституционная обязанность ребенка получить определенный уровень образования Текст научной статьи по специальности «Право»

РЕБЕНОК / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ОБЯЗАННОСТИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / CHILDREN / JUVENILE / DUTIES / CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS / GENERAL EDUCATION / COMPULSORY EDUCATION LEVEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капитонова Елена Анатольевна

Актуальность и цели : на основе анализа Конституции РФ и образовательного законодательства выявить содержание и механизм действия в России конституционной обязанности ребенка получить основное общее образование ; провести сравнение положений Законов об образовании 1992 и 2012 гг. в части установления этой обязанности ; осуществить сравнение с зарубежным опытом установления обязательного уровня образования. Материалы и методы. Были использованы метод диалектики как общенаучный метод познания, позволяющий изучать явления и процессы окружающей действительности в их историческом развитии, а также частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и метод системного анализа). Результаты. В ходе исследования сделаны выводы о недостатках правового регулирования изучаемой обязанности . В частности, выявлено несоответствие между уровнями образования, закрепленными в качестве обязательных в Конституции и в Законе об образовании. Автор привел свою точку зрения относительно способа устранения данной коллизии. Внесение изменений в Закон об образовании должно быть направлено на то, чтобы придать упомянутой в Конституции категории «основное общее образование » новое содержательное наполнение, подразумевающее полный цикл среднего образования до 11-го класса включительно. Выводы. Сформулированные в исследовании теоретические положения направлены на выработку рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и способны качественно повысить его уровень. Они также могут быть использованы в научной деятельности и учебном процессе учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, при повышении квалификации практических работников и научно-педагогических кадров в области юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капитонова Елена Анатольевна

Проблемы правового регулирования обязанностей ребенка в образовательной сфере
К вопросу о правовом статусе обучающихся
Обязательный уровень образования в России
Обязанности ребенка по советским конституциям
О регулировании труда педагогического работника в Российской Федерации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S CONSTITUTIONAL DUTY TO GET A CERTAIN LEVEL OF EDUCATION

Background. The purpose of the paper is to analyze the educational legislature and the Constitution of the Russian Federation and bring to light the content and mechanism of children ’s constitutional duty to receive general secondary education; to compare the provisions of the Education Acts of 1992 and 2012 regarding the identification of this duty; to compare establishing the compulsory education level in Russia with foreign experience. Materials and methods. The method of dialectics as a general scientific method of cognition that allows us to study the phenomena and processes of reality in their historical development, as well as special scientific methods (formal legal, comparative legal and system analysis method) have been used. Results. The research has led to the conclusions about the shortcomings of the legal regulation of the obligation under study. In particular, there is a discrepancy between the levels of education, as specified in the Constitution and in the Education Act. The author has her point of view about the way of resolving this conflict. Amendments to the Education Act must be aimed at giving new content to the category “general secondary education” mentioned in the Constitution, implying a full cycle of secondary education up to grade 11, inclusive. Conclusions. The theoretical provisions formulated in the paper are aimed at developing recommendations for improving Russian legislation and able to raise its quality level. They can also be used in scientific research and educational process of higher education law institutions, at refreshers’ law courses for practitioners, scientists and professor staff.

Текст научной работы на тему «Конституционная обязанность ребенка получить определенный уровень образования»

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА ПОЛУЧИТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность и цели: на основе анализа Конституции РФ и образовательного законодательства выявить содержание и механизм действия в России конституционной обязанности ребенка получить основное общее образование; провести сравнение положений Законов об образовании 1992 и 2012 гг. в части установления этой обязанности; осуществить сравнение с зарубежным опытом установления обязательного уровня образования. Материалы и методы. Были использованы метод диалектики как общенаучный метод познания, позволяющий изучать явления и процессы окружающей действительности в их историческом развитии, а также частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и метод системного анализа). Результаты. В ходе исследования сделаны выводы о недостатках правового регулирования изучаемой обязанности. В частности, выявлено несоответствие между уровнями образования, закрепленными в качестве обязательных в Конституции и в Законе об образовании. Автор привел свою точку зрения относительно способа устранения данной коллизии. Внесение изменений в Закон об образовании должно быть направлено на то, чтобы придать упомянутой в Конституции категории «основное общее образование» новое содержательное наполнение, подразумевающее полный цикл среднего образования до

11-го класса включительно. Выводы. Сформулированные в исследовании теоретические положения направлены на выработку рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и способны качественно повысить его уровень. Они также могут быть использованы в научной деятельности и учебном процессе учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, при повышении квалификации практических работников и научно-педагогических кадров в области юриспруденции.

Ключевые слова: ребенок, несовершеннолетний, обязанности, конституционно-правовой статус, общее образование, обязательный уровень образования.

CHILDREN’S CONSTITUTIONAL DUTY TO GET A CERTAIN LEVEL OF EDUCATION

Abstract. Background. The purpose of the paper is to analyze the educational legislature and the Constitution of the Russian Federation and bring to light the content and mechanism of children’s constitutional duty to receive general secondary education; to compare the provisions of the Education Acts of 1992 and 2012 regarding the identification of this duty; to compare establishing the compulsory education level in Russia with foreign experience. Materials and methods. The method of dialectics as a general scientific method of cognition that allows us to study the phenomena and processes of reality in their historical development, as well as special scientific methods (formal legal, comparative legal and system analysis method) have been used. Results. The research has led to the conclusions about the shortcomings of the legal regulation of the obligation under study. In particular, there is a discrepancy between the levels of education, as specified in the Constitution and in the Education Act. The author has her point of view about the way of resolving this con-

flict. Amendments to the Education Act must be aimed at giving new content to the category “general secondary education” mentioned in the Constitution, implying a full cycle of secondary education up to grade 11, inclusive. Conclusions. The theoretical provisions formulated in the paper are aimed at developing recommendations for improving Russian legislation and able to raise its quality level. They can also be used in scientific research and educational process of higher education law institutions, at refreshers’ law courses for practitioners, scientists and professor staff.

Key words: children, juvenile, duties, constitutional and legal status, general education, compulsory education level.

Часть 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации в качестве составной части конституционно-правового статуса ребенка предусматривает обязанность получить основное общее образование. Конкретное содержательное наполнение данной обязанности предусмотрено действующим в стране законодательством об образовании.

Автор настоящей статьи не в первый раз обращается к теме пробелов в правовом регулировании обязанностей ребенка в образовательной сфере [1, с. 112-126]. Тем не менее в настоящее время, в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» [2], тема вновь становится актуальной. Своевременным и логичным представляется анализ положений этого нормативного акта, с тем чтобы провести их сравнение с ранее действовавшими установлениями и сделать вывод

о том, как изменилось законодательство в данной сфере.

Часть 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что «основное общее образование обязательно». Несмотря на то что в тексте Основного Закона отсутствует непосредственное упоминание термина «обязанность», а также указание на то, что положение относится к детям, синтаксическое и системное толкование российского законодательства дает возможность сделать однозначный вывод о применимости этой нормы именно к несовершеннолетним и именно в качестве обязанности.

В то же время обращает на себя особый метод гарантирования исполнения данной обязанности. В связи с тем, что ребенок является не вполне полноценным субъектом права, обязанность обеспечивается не установлением ответственности за ее неисполнение, а дополнительным закреплением в том же положении Конституции обязанности родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми этого образования. Последняя, впрочем, также не подкреплена возможностью наступления ответственности (может лишь быть учтена в качестве одной из негативных характеристик лица при рассмотрении дела о лишении его родительских прав вследствие невыполнения им своих родительских обязанностей). Таким образом, рассматриваемая обязанность ребенка имеет несколько декларативный характер, и на практике ее неисполнение может обернуться для субъекта в самом худшем случае отсутствием школьного аттестата и, как следствие, отсутствием возможности продолжить дальнейшее образование.

Тем не менее законодательную конструкцию ч. 4 ст. 43 Конституции в условиях нашей страны следует признать более удачной, по сравнению с теми зарубежными государствами, где получение определенного уровня образования является конституционным правом, но не обязанностью гражданина (например, Швейцария и др.). В стремящемся к инновационному разви-

тию российском обществе только обязанность способна обеспечить реальность участия несовершеннолетнего в образовательном процессе и придать обучающемуся (пусть даже под влиянием его родителей) нужный импульс для того, чтобы запустить весь механизм организации и осуществления образования как важнейшей функции государства. Особая общественная значимость минимального уровня образования была осознана еще Петром I, вынудившим дворянское сословие отдавать своих детей в обучение под угрозой урезания их личных прав в зависимости от уровня подготовки молодого человека. С тех пор законодательство претерпело существенные изменения, однако цель его осталась прежней — гарантировать получение людьми определенного уровня знаний, умений и навыков, минимально необходимых для поддержания общества на соответствующем уровне развития.

В силу вышеприведенного трудно согласиться с неоднократно высказанным в различных трудах мнением Т. Н. Матюшевой о том, что вступление индивида в образовательные отношения любого уровня должно рассматриваться исключительно как право, но не как обязанность личности [3, с. 9; 4]. Представляется, что для ребенка получение основного общего образования является именно обязанностью, что прямо следует из положений Конституции.

Следует отметить, что на международном уровне законодательству свойственно придание получению образования характера именно права, а не обязанности. В то же время описываемый механизм реализации данного права часто сопровождается словами «обязательно» и «должно быть обязательным», что, в свою очередь, указывает на императивность отдельных норм и, как следствие, возможность их оценки в качестве создающих обязанности.

Так, в Декларации прав ребенка, провозглашенной резолюцией 1386 (Х1У) Генеральной Ассамблеи ООН в 1959 г., впервые было закреплено следующее положение: «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому, он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»1.

В дальнейшем данное положение было поддержано и развито в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и действующей до настоящего времени2. Признавая право каждого несовершеннолетнего на получение образования, Конвенция также содержит в себе конкретные указания, направленные на реализацию принципа доступности образования. В частности, государства, являющиеся участниками Конвенции, «с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей» обязаны были ввести бесплатное и обязательное начальное образование, поощрять развитие различных форм среднего образо-

1 Declaration of the Rights of the Child (20 November 1959) // United Nations. International Law. — URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NRO/ 142/09/IMG/NR014209.pdf?OpenElemen

2 Convention on the Rights of the Child(20 November 1989) // United Nations. International Law. — URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/ 547/84/IMG/NR054784.pdf?0penElement

вания, как общего, так и профессионального, обеспечивать его доступность для всех детей и принять такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи, а также обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств. Дополнительно установлена обязанность государств обеспечить принятие мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г., и ее положения, касающиеся участия ребенка в образовательных правоотношениях, в полной мере нашли свое отражение в Конституции РФ 1993 г. и последующем законодательстве страны.

Возвращаясь к современному российскому законодательству, в качестве однозначно положительного достижения нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» можно упомянуть решение вопроса о гражданстве субъекта гарантированных Конституцией образовательных отношений. В ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании» 1992 г. [5] в преамбуле при определении субъектов права на образование использовался не вполне удачный термин «граждане Российской Федерации». Тем самым положения Закона вступали в противоречие с Конституцией, предоставляющей право на образование «каждому» (ч. 1 ст. 43), следовательно, всем людям без исключения, вне зависимости от их принадлежности к российскому гражданству. В новом Законе об образовании данное противоречие было устранено: указание на гражданство субъектов общего образования в тексте отсутствует, употребляются обезличенные термины, указывающие на принадлежность установленных прав и обязанностей всем лицам, находящимся на территории страны. Думается, что подобный действительно всеобщий подход к обучению индивидов в большей степени отвечает тем высоким демократическим целям, которые закреплены в действующей российской Конституции.

Анализ содержания обязанности несовершеннолетнего получить минимальный обязательный уровень образования невозможен без рассмотрения иных правовых актов, принятых в данной сфере.

Так, Закон «Об образовании» 1992 г. содержал понятие общего образования, включающего в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ, — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Более подробно данные ступени описывались в ряде других нормативных актов, в частности в Типовом положении об общеобразовательном учреждении, согласно п. 32 которого нормативный срок освоения программы начального общего образования составлял четыре года (четыре класса начальной школы), срок освоения программы основного общего образования составлял пять-шесть лет (стандартная школьная «девятилетка», в последние годы получившая возможную вариацию десяти лет обучения), а среднего (полного) общего образования — два года (полное обучение до

11-го или 12-го класса) [6].

В то же время ч. 3 ст. 19 Закона «Об образовании» содержала правило, согласно которому обязательным признавалось «общее образование», что, исходя из его приведенной трактовки данным правовым актом в качестве трехступенчатой системы, означало полное обучение ребенка до 11-го или

С принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» 2012 г. отмеченная коллизия так и не была устранена. Согласно ч. 4 ст. 10 Закона, в России установлено четыре уровня общего образования с преемственными образовательными программами — дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее. В соответствии с ч. 4 ст. 66 Закона начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. При этом сроки нормативного освоения каждой из упомянутых образовательных программ не изменились и установлены, в том числе, и тем же сохраняющим юридическую силу Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Таким образом, можно констатировать по-прежнему наличествующее расхождение положений Конституции РФ и Закона об образовании. В то время как Конституция обязательным признает лишь получение основного общего образования (что в терминах современного образовательного законодательства означает условные девять классов обучения), Закон накладывает на несовершеннолетнего обязанность пройти также программу среднего общего образования (обучение в школе до 11-го класса либо получение среднего профессионального образования после 9-го класса).

Отмеченное несоответствие основано, по мнению автора, на многолетних спорах в среде российских работников образования и юристов, касающихся необходимости и достаточности для подготовки ребенка к жизни в обществе минимального уровня образования, выбранного создателями Конституции в качестве обязательного. Так, например, специалист в области образовательного права В. И. Шкатулла не один год в своих научных трудах обосновывал необходимость ввести в России обязательное бесплатное среднее профессиональное образование, указывая при этом, что «выбор уровня обязательного образования зависит от того, каким мы хотим видеть человека, семью, государство, науку и армию» [7, с. 32]. Введение нового уровня образования в качестве обязательного, по мнению правоведа, хотя и потребовало бы от государства дополнительного привлечения значительного объема денежных средств (по подсчетам, не менее 5 % ВВП), зато способно было бы вывести страну на новый уровень развития, гарантировать наличие большого количества квалифицированной рабочей силы востребованных специальностей и, как следствие, процветание общества и государства.

Кроме того, это в полной мере соответствовало бы п. 2 Рекомендаций ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (от 19 ноября 1974 г.), понимающему аналог среднего профессионального образования как «составную часть общего образования, средство подготовки к профессиональной деятельности и аспект продолжающегося образования».

В рассуждениях В. И. Шкатуллы, как и в других аналогичных высказываниях, безусловно, присутствует достаточно здравая предпосылка — необходимость обеспечить дальнейшее развитие экономики страны. Однако большие сомнения вызывает сама возможность привлечения в России необходимых сил и, что более важно, денежных средств, для реального осуществления такого рода предложения.

Изучение возможных вариантов изменения ситуации очерчивает достаточно узкий круг альтернатив закрепленному в Конституции положению. В теории (при действующем разделении уровней, установленном Законом об

образовании 2012 г.) возможны пять вариантов обязательного образования: начальное общее (четыре класса), основное общее (девять-десять классов), среднее общее (11-12 классов), среднее профессиональное (техникум, колледж и т.п.) и высшее профессиональное (институты, академии, университеты в форме бакалавриата, специалитета и магистратуры). Первый и последний варианты должны быть отклонены за явной абсурдностью (четырехлетнее обучение в начальной школе представляется явно недостаточным, а в отношении высшего образования той же Конституцией установлено правило, что оно может быть приобретено хотя и бесплатно, но только на конкурсной основе (ч. 3 ст. 43), что однозначно исключает возможность его обязательности). Выбирая между тремя оставшимися альтернативами, автор, действительно, склонен признать, что наиболее удачным решением является законодательно установленная необходимость получения полного общего образования. В отличие от «девятилетки», обучение в объеме 11-12 классов предоставляет ребенку более полные и глубокие знания и, как следствие, более широкие возможности последующей самореализации.

В то же время не вполне верной представляется реформа образования в том виде, в каком она в настоящий момент осуществлена. Установив в качестве обязательного уровня среднее общее образование, законодатель тем самым вновь подтвердил серьезные расхождения между Законом об образовании и положениями ч. 4 ст. 43 действующей Конституции. Выход из создавшейся ситуации автором статьи предлагается тот же, что неоднократно высказывался им раньше: поскольку изменение нормы гл. 2 Основного Закона является весьма затруднительным, необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ» с тем, чтобы привести в соответствие желаемый уровень обязательного образования (11-12 классов) с наименованием этого уровня в Конституции («основное общее образование»). Сделать это можно было бы следующим образом: ввести в отношении нынешней «школы второй ступени» (девять-десять классов) некое иное, отличное от употребленного в его отношении, понятие (например, «неполное общее образование» или «среднее общее образование»). Тогда «высвободившееся» в результате подобных действий понятие «основного общего образования» можно было бы распространить на нынешнюю «школу третьей ступени», т.е. те самые необходимые в качестве обязательных 11-12 классов обучения. Придание, таким образом, упомянутой в Конституции категории нового содержательного наполнения позволило бы юридически грамотно воплотить в жизнь задуманное, не создав при этом противоречий между правовыми актами различного уровня.

Зарубежный опыт показывает, что в российской Конституции в настоящее время закреплен достаточно характерный для стран СНГ, а также ряда государств Азии и Европы уровень обязательного образования. Основное общее образование (обучение в течение восемь-девять лет до достижения 15-16-летнего возраста) признается минимальным необходимым уровнем образования в Азербайджане (ст. 42 Конституции), Казахстане (ст. 30 Конституции), Кыргызской Республике (ст. 32 Конституции), Республике Молдова (ч. 1 ст. 35 Конституции) и других странах СНГ, а также в Японии (ст. 26 Конституции), Бразилии (ст. 208 Конституции Федеративной Республики Бразилия) и ряде иных стран.

Пониженный обязательный уровень образования в объеме начальной школы установлен ст. 35 Конституции Грузии (подразумевает шесть классов обучения) и ч. 4 ст. 27 Конституции Испании (обучение с шести до 14 лет). Напротив, повышенный уровень (в объеме, аналогичном российскому полному общему среднему образованию) предусмотрен Основным Законом Украины (ст. 53). Конституция Италии в ч. 4 ст. 27 устанавливает некий промежуточный уровень обязательного образования в форме «начального образования по меньшей мере в течение восьми лет».

В Армении и Узбекистане обязанность ребенка получить определенный уровень образования Конституцией не установлена. В некоторых европейских странах подобная обязанность также не имеет характера конституционной, но прописывается в иных нормативных актах (например, Акт об образовании Великобритании 1996 г.).

Основной Закон Республики Беларусь гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования, но также не устанавливает его обязательности (ст. 49).

Конституция Латвийской Республики содержит правило, согласно которому государство гарантирует возможность получения обязательного образования бесплатно, но непосредственное определение этого уровня оставляет на усмотрение специальных нормативных актов (ст. 38). Аналогичное положение характерно и для Конституции Эстонской Республики (§ 37 гл. 2).

Отдельные страны устанавливают в законе не уровень необходимого образования, а обязательность обучения лиц до достижения ими определенного возраста (например, ст. 41 Конституции Литовской Республики предусматривает обязательность обучения детей в возрасте до 16 лет).

Как уже отмечалось ранее, гарантией исполнения ребенком рассматриваемой обязанности является установление в Конституции РФ обязанности родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми этого образования. Подобный подход является общепризнанным на мировом уровне и характерен для многих государств СНГ, Европы и Америки. Наиболее типичной является формулировка параграфа 7 раздела 1 британского Акта об образовании 1996 г.: «Родитель каждого ребенка школьного возраста должен принудить его к эффективному получению им образования по очной форме обучения, соответствующего его возрасту, способностям и возможностям либо каким-либо особым образовательным нуждам (интересам), которые он может иметь, путем регулярного посещения школы или иным образом»1. При этом «ребенком школьного возраста» признается несовершеннолетний в возрасте между 5 и 16 годами.

Конкретные способы обеспечения исполнения ребенком этой обязанности в законах обычно не указываются — предполагается, что родители способны самостоятельно выбрать для своего ребенка наиболее эффективные меры убеждения и (или) принуждения. Россия в данном случае не является исключением: в образовательном законодательстве, а также в ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ установлено только, что родители «обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования».

1 Education Act 1996 // The Official Home of UK Legislation. — URL: http://www. legislation.gov.uk/ukpga/1996/56/contents

Тем не менее Федеральный закон «Об образовании в РФ» дополнительно устанавливает целый ряд условий, способствующих надлежащему исполнению данной обязанности:

1. Частью 4 ст. 63 Закона предусматривается возможность самостоятельного выбора родителями формы получения общего образования и формы обучения по конкретной образовательной программе (с учетом мнения ребенка). Так, общее образование может быть получено не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (школах, лицеях и т.п.), но и в форме семейного образования, а среднее общее образование — также в форме самообразования (ч. 2 ст. 63 Закона). В последних двух случаях Закон предусматривает прохождение итоговой аттестации в образовательных учреждениях как условие получения документа об образовании. В любом случае за такими детьми также осуществляется надзор со стороны органов власти, которые ставят их на специальный учет.

2. Для некоторых категорий несовершеннолетних установлены особые условия прохождения обучения:

— лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают образование в указанных организациях (ч. 3 ст. 63 Закона);

— для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по программам общего образования организуется на дому или в медицинских организациях (ч. 10 ст. 66 Закона);

— для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими общего образования создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов (ч. 12 ст. 66 Закона).

3. Получение уровня образования, предусмотренного в качестве обязательного, является условием продолжения обучения конкретного лица в дальнейшем (обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования согласно ч. 5 ст. 66 Закона; также без получения среднего образования невозможен переход на уровень профессионального образования).

Законом об образовании 2012 г. установлены также отдельные исключения действия обязанности ребенка получить определенный уровень образования:

1. Согласно ч. 5 ст. 66 Закона требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу только до достижения им возраста 18 лет. Таким образом, если ученик просидел несколько лет в одном классе, вследствие чего до собственного совершеннолетия так и не успел закончить 11 классов, продолжать свое школьное обучение он не обязан (хотя и имеет на это право).

2. По согласию родителей (иных законных представителей) ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательную

организацию до получения основного общего образования. В этом случае комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с вышеупомянутыми лицами не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству (ч. 6 ст. 66 Закона).

3. Статья 43 Закона «Об образовании в РФ» предусматривает возможность отчисления несовершеннолетнего из образовательной организации в качестве меры дисциплинарного взыскания. Данная мера применяется к ребенку старше 15 лет за неоднократное совершение дисциплинарных проступков в случае, если иные меры не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное ее функционирование. Порядок применения этой нормы детально прописан в самом Законе об образовании и приказе Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185 [8] и довольно сложен в применении на практике (решение принимается с учетом мнения родителей и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Нельзя не отметить и тот факт, что отчисление ученика не является действенной карательной мерой и не отменяет полностью обязанность ребенка получить определенный уровень образования. Установленный порядок предусматривает дальнейшее информирование о состоявшемся отчислении органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, который в свою очередь не позднее чем в месячный срок совместно с родителями должен будет принять «меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования». Отчисленный ученик, таким образом, так или иначе будет пристроен в другое место, несмотря на свои предшествовавшие проступки.

Подводя итог изучению конституционной обязанности ребенка получить установленный минимальный уровень образования, автор статьи вынужден констатировать недостаточную степень проработанности законодательного регулирования в этой сфере. Основные нарекания вызывают расхождения в формулировках Конституции и нового Закона об образовании 2012 г., устанавливающих различные уровни общего образования в качестве обязательного. Наилучшим способом устранения данной коллизии автор считает внесение изменений в Закон об образовании, с тем чтобы придать упомянутой в Конституции категории «основное общее образование» новое содержательное наполнение, подразумевающее полный цикл среднего образования до 11-го класса включительно (с возможностью замены последних двух классов на получение среднего профессионального образования).

1. Капитонова, Е. А. Конституционные обязанности ребенка в России: история и современность : моногр. / Е. А. Капитонова. — Пенза : Изд-во ПГУ, 2010. — 156 с.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ (ред. от 23 июля 2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.

3. Матюшева, Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования : автореф. дис. . канд. юрид. наук / Матюшева Т. Н. — Волгоград, 1999. — 23 с.

4. Матюшева, Т. Н. Обеспечение условий получения основного общего образования детьми — конституционная обязанность родителей (лиц, их заменяющих) / Т. Н. Матюшева // Право и образование. — 2010. — № 5. — С. 4-14.

5. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 12 ноября 2012 г.) «Об образова-

нии» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 150.

6. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 (ред. от 10 марта

2009 г.) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 13. — Ст. 1252.

7. Шкатулла, В. И. Правовые аспекты современной системы образования в России / В. И. Шкатулла // Журнал российского права. — 2007. — № 4. — С. 29-39.

8. Приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» // Российская газета. — 2013. — № 136.

1. Kapitonova E. A. Konstitutsionnye obyazannosti rebenka v Rossii: istoriya i sovremen-nost’: monogr. [Constitutional duties of children in Russia: history and present days: monograph]. Penza: Izd-vo PGU, 2010, 156 p.

2. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2012, no. 53 (part 1), art. 7598.

3. Matyusheva T. N. Pravovoy status grazhdanina Rossiyskoy Federatsii v sfere obrazo-vaniya: avtoref dis. kand. yurid. nauk [Citizen’s legal status in the Russian federation in the field of education: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the degree of the candidate of juridical sciences]. Volgograd, 1999, 23 p.

4. Matyusheva T. N. Pravo i obrazovanie [Law and education]. 2010, no. 5, pp. 4-14.

5. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 1996, no. 3, art. 150.

6. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2001, no. 13, art. 1252.

7. Shkatulla V. I. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian law]. 2007, no. 4, pp. 29-39.

8. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 2013, no. 136.

Капитонова Елена Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Kapitonova Elena Anatol’evna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of criminal law, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 342.744 Капитонова, Е. А.

Конституционная обязанность ребенка получить определенный уровень образования / Е. А. Капитонова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2013. — № 3 (27). — С. 36-45.

Статья 43 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями)

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Статье 43 Конституции РФ

1. Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру.

Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

После внесения в 2007 г. поправок в Закон об образовании в России была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование). По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное. Все это характеризует действие конституционных норм на практике. Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования. Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г. действует приоритетная национальная программа «Образование»*(577). На науку расходуется 1% ВВП (в Китае — 2,3%)*(578).

Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.

Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.

В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см. Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).

В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на «хорошо», получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)). В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз — 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).

Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная итоговая аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, который внес значительные изменения в Закон об образовании и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»*(581). Он законодательно устанавливает единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен (ЕГЭ) при окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз. 2007-2008 гг. — переходный период, когда в отдельных местностях выпускные экзамены в школах будут проходить по прежним требованиям, с 1 января 2009 г. ЕГЭ обязателен повсеместно. Родители учеников подавали иски в суды против введения ЕГЭ, но в 2009 г. Верховный Суд РФ признал его правомерным. Правда, в отношении лиц, закончивших школу в прежние годы, а также в отношении лиц, поступающих на заочные и вечерние отделения вузов, допускаются исключения. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим предметам (т.е. сдавать экзамены по этим предметам при поступлении не нужно). Прием осуществляется на конкурсной основе по данным ЕГЭ. Для организации ЕГЭ создаются базы данных (федеральные и субъектов РФ) об участниках ЕГЭ и его результатах. Участник ЕГЭ имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в базе данных.

При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.

Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

2. Часть 2 комментируемой статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого — подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования. Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.

Содержание образования определенного уровня и направленности определяется соответствующими программами: дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Программы могут быть типовыми или дополняться самими образовательными учреждениями, но в любом случае должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В настоящее время действуют государственные программы, содержащие в основном предметные требования. В отличие от них разрабатываются программы «второго поколения», которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в «старшей школе» — в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д. Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями дети могут обучаться в частных учреждениях, а также в учреждениях, создаваемых религиозными и общественными объединениями. Образовательные стандарты обязательны и для них.

3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца. Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см. Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы. Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (а также частные) имеют три организационные формы: институт (однопрофильное учреждение), академия (не менее двух факультетов), университет (не менее пяти факультетов). Общее руководство вузами осуществляет Минобрнауки России, в составе которого есть службы и агентства. Они считаются учредителями государственных вузов (учредители муниципальных вузов — соответствующие органы местного самоуправления, частных — физические и юридические лица). Минобрнауки России разрабатывает (при участии научной и педагогической общественности) государственные стандарты, определяет (в соответствии с законом) некоторые правила приема в вузы, решает вопросы материального и финансового обеспечения вузов, находящихся в федеральной собственности (вузы субъектов РФ и муниципальных образований обеспечиваются ими), осуществляет контроль за качеством учебного процесса (для этого в составе Министерства существует надзорная служба), организует проверку остаточных знаний студентов разных курсов (тестирование и др.).

Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени.

4. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование — 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет. После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося. Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов.

Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

5. Чтобы обеспечить необходимый уровень образования, в России (в отличие от многих зарубежных стран) законодательно закреплена необходимость государственных образовательных стандартов. Учебный план вуза (факультета и т.д.) включает федеральный компонент и может включать региональный (субъекта РФ) и вузовский компоненты. Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников. Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Региональный компонент может быть предложен соответствующими органами государственной власти субъекта РФ. Для вузов, находящихся в федеральной собственности, он является рекомендацией, для вузов данного субъекта РФ и его муниципальных образований он может быть обязательным. Учебный план может включать также вузовский компонент — дополнительные дисциплины по специализации вуза.

Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат. При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ. Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.). Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.

Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *