Богатый улов. Как квоты на добычу рыбы помогут обновить промысловый флот
Масштабная государственная программа развития отечественного рыболовецкого судостроения, получившая негласное название «квоты под киль», стартовала в 2018 году. К тому моменту обновление рыбодобывающего флота и береговой перерабатывающей базы уже нельзя было откладывать. По оценкам Росрыболовства, 70% рыболовных судов критически устарело, их средний возраст составлял более 30 лет, что превышало нормативные сроки эксплуатации.
Для решения проблемы был изменен принцип распределения квот на добычу рыбы, часть квот была использована в инвестиционных целях. Росрыболовство зарезервировало из общего допустимого улова 20% наиболее востребованных на рынке видов рыбы (треска, сельдь, минтай) за компаниями, которые обязались в течение пяти лет построить новые суда на российских верфях, а также рыбоперерабатывающие заводы на берегу. Причем получить инвестквоту участник программы может лишь после введения судна или завода в эксплуатацию. Отметим, что до запуска этой системы российский промысловый флот практически не обновлялся.
Схожий принцип реализован в сфере добычи краба. Но здесь в инвестиционных целях (под строительство краболовов) зарезервировали 50% квот. Поскольку бизнес высокорентабельный и приносит высокую прибыль, инвестиционный механизм дополнили еще и денежными аукционами на приобретение квот. Средства от аукционов пополнили федеральный бюджет почти на 150 млрд рублей.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев отмечает, что сейчас рыбная отрасль в России накопила существенный запас прочности. За последние шесть лет ключевые финансовые показатели существенно выросли: оборот организаций увеличился почти втрое, а валовая добавочная стоимость — в 1,5 раза.
«Это позволяет отрасли не только адаптироваться к непростым экономическим условиям, но и инвестировать в обновление флота. Механизм инвестквот стал действенным стимулом. В ходе первого этапа будет построено 105 новых судов и 24 береговых завода, причем основная часть предприятий и первые десять судов уже введены в эксплуатацию. Строящиеся суда обновят мощности критически устаревшего промыслового флота — до 80% на Севере, но только до 40% на Дальнем Востоке, поэтому был запланирован второй этап инвестквот», — пояснил Осинцев.
Административный биоресурс
27 октября 2022 года депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о втором этапе распределения инвестиционных квот на добычу водных биологических ресурсов. Документ, разработанный Минсельхозом и Росрыболовством, был внесен Правительством в парламент в конце июля 2022 года.
Он предусматривает резервирование для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна еще 20% морских рыбных квот под строительство промысловых судов и заводов (20%, напомним, уже было зарезервировано и частично распределено на первом этапе). Также для распределения через аукционы с инвестобязательствами выделяется 50% квот крабов (еще 50% распределены также на первом этапе) и 100% квот добычи моллюсков и ракообразных. Их виды и районы промысла определит позднее кабинет министров.
Кроме того, чтобы при распределении на втором этапе не допустить потери инвестквот, закрепленных за участниками первого, предложена компенсация «выпадающей» части инвестиционной квоты в размере 4%.
Во время пленарного заседания председатель Госдумы Вячеслав Володин уточнил, что после принятия в первом чтении законопроект на месяц отправляют в регионы для отзывов и предложений, которые учтут при подготовке ко второму чтению. Кроме того, представители Госдумы, Совета Федерации, Правительства и субъектов РФ войдут в согласительную комиссию. Она проработает все замечания.
«Это крайне важный законопроект. Он касается регионов, людей, защиты наших национальных интересов. Есть много примеров, когда бизнес получает квоты на вылов, а сам при этом находится за пределами России, переводит деньги в офшоры, не вкладывает в развитие регионов Дальнего Востока. Эту ситуацию необходимо менять», — отметил Володин.
Доработать документ с учетом интересов развития рыбной отрасли и прибрежных регионов Дальнего Востока необходимо до 25 ноября 2022 года.
По словам спикера Госдумы, законопроект послужит развитию не только отрасли, но и регионов Дальнего Востока, обеспечит местных жителей работой, а соотечественников — доступной рыбой и морепродуктами.
Санкции — не помеха
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев подчеркнул, что принятие закона о втором этапе инвестквот создаст условия для своевременного планового обновления флота, а также обеспечит непрерывную загрузку верфей.
Однако в условиях сложной экономической ситуации участникам программы «квоты под киль» требуется поддержка государства. Инвесторы за свой счет реализуют проекты строительства судов с привлечением кредитных средств. Из-за различных санкций эти работы замедлились, а срок обслуживания кредита вырос, что стало дополнительной нагрузкой на инвесторов.
«Санкции осложнили строительство судов, но не остановили этот процесс. Заказчики совместно с верфями преодолевают сложности, но это увеличивает сроки постройки. В такой ситуации необходима поддержка государства, в частности, распространение на рыбную отрасль льготного кредитования, которое работает для аграриев», — считает Алексей Осинцев.
По словам собеседника портала, принятие нового законопроекта обеспечит рост доходов федеральных и региональных бюджетов, в том числе за счет роста налоговых отчислений. Это станет следствием роста эффективности отрасли благодаря новому флоту и береговой переработке. Ожидается, что аукционы на моллюсков и крабов принесут в федеральный бюджет единовременно 200 млрд рублей.
Механизм инвестквот также способствует созданию дополнительных рабочих мест. Например, для работы на новых судах только первого этапа инвестквот требуется более 14 тыс. специалистов.
Рыба — народу
Положительные перемены ждут и рядовых покупателей рыбы. Дело в том, что потребители, розничная торговля и сфера общественного питания предпочитают полуфабрикаты, не требующие дополнительной разделки. Именно поэтому особым спросом пользуются фарш и филе.
«В рамках инвестквот построено уже более 20 береговых рыбоперерабатывающих заводов. Новые современные суда оборудованы рыбофабрикой полного цикла. Весь улов перерабатывается непосредственно в зоне промысла, хотя раньше около 90% продукции отправлялось на переработку за границу, в частности, в Китай», — рассказал Алексей Осинцев.
Новый механизм позволит значительную часть увеличенной добавочной стоимости и налоги с прибыли направить в региональные бюджеты. А на столы россиян благодаря морской переработке будет поступать больше качественных рыбных полуфабрикатов, ведь реализация второго этапа программы позволит обеспечить глубокую переработку до 80% всех уловов.
РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ВЫЛОВ РЫБЫ
Промышленный вылов рыбы является видом специального использования водных биоресурсов, которое включает в себя изъятие, прием, хранение, переработку, транспортировку и т.д., а также поставку топлива, воды, тары, продовольствия для функционирования судов флота рыбной промышленности и их экипажей в рыбно-хозяйственных водных объектах (их частях).
Согласно действующему законодательству Украины для промышленного вылова рыбы субъектам хозяйствования необходимо получить разрешение на специальное использование водных биоресурсов. Данное разрешение выдается как юридическим лицам, так и физическим лицам-предпринимателям.
Разрешение выдается на каждый водный объект сроком на 5 лет.
Наша компания предоставляет возможность заказать комплекс юридических услуг по получению разрешения на вылов рыбы.
Сроки и стоимость:
Срок получения разрешения: разрешение выдается в течении 30 календарных дней после государственной регистрации приказа Минагрополитики о распределении лимитов водных биоресурсов (ноябрь — декабрь).
Стоимость юридических услуг — 3000 гривен.
Государственные платежи отсутствуют.
Документы и информация, которые необходимо предоставить для получения разрешения на вылов рыбы:
1. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
2. Копия паспорта для ФЛП.
3. Банковские реквизиты.
4. Водный объект, на котором планируется осуществлять вылов рыбы.
5. Информация о судах (название, порт регистрации, регистрационный номер).
6. Информация об орудиях лова.
7. Место расположения рыбоприемных пунктов.
5 главных преимуществ, которые дает Вам разрешение на вылов рыбы:
1. Возможность сбывать рыбу крупным предприятиям.
2. Вы получаете доступ к неисчерпаемым природным ресурсам.
3. Законная деятельность является залогом высокой конкурентоспособности.
4. Законное осуществления деятельности.
5. Увеличение прибыли, что обусловлено постоянным ростом цены на рыбу.
Вы получаете следующий комплекс юридических услуг:
Консультация опытного юриста.
Разработка необходимых документов для получения разрешения.
Подача пакета документов.
Дополнительные услуги:
Получение квот на вылов рыбы.
Наша компания предоставляет юридические услуги субъектам хозяйственной деятельности с 2009 года. Юристы нашей организации имеют большой опыт в предоставлении юридических услуг, в том числе и в получении разрешения на промышленный вылов рыбы.
Если у Вас возникли вопросы по поводу получения разрешения на промышленный вылов рыбы — звоните, наши юристы готовы оказать бесплатную консультацию.
Правовые аспекты получения разрешения на вылов рыбы.
Разрешение на промышленный вылов рыбы выдается территориальными органами Государственного агентства рыбного хозяйства Украины (далее — Госрыбагентство).
Документы на получение разрешения на промышленный вылов рыбы подаются до дня государственной регистрации приказа Минагрополитики о распределении лимитов водных биоресурсов.
Разрешение на промышленный вылов рыбы могут получить только субъекты хозяйствования, которым выделена квота на вылов рыбы. Для выделения квот на следующий год подается заявление в Госрыбагентства не позже 1 августа текущего года.
Основания для отказа в выдаче разрешения:
несвоевременная подача пакета документов;
подача неполного пакета документов;
выявление недостоверных сведений в предоставленных документах;
отсутствие доли нераспределенного лимита водных биоресурсов (так называемых квот на вылов рыбы);
систематические грубые (три и более) нарушения в течении года в области использования, восстановления и охраны водных биоресурсов;
неуплата на время рассмотрения вопроса о выдаче разрешения штрафных санкций за нарушение или наличие невозмещенного вреда, причиненного рыбному хозяйству;
наличие просроченной задолженности перед государственным или местным бюджетом;
использование выделенной квоты менее чем на 75 процентов в течении предыдущих четырех лет.
Вылов рыбы для промышленных целей осуществляется при наличии:
копии разрешения на специальное использование водных биоресурсов в рыбохозяйственных водных объектах (их частях)
промышленного журнала и приложения к нему;
удостоверение рыбака, который выдает ему пользователь водных биоресурсов, кроме членов экипажей рыболовных судов, подлежащих надзору классификационного общества;
ответственного за вылов рыбы.
Субъекты хозяйствования, которые осуществляют промышленный вылов рыбы ежемесячно до 5 числа подают отчет в территориальные органы Госрыбагентства об объемах добытых водных биоресурсов.
Основные нормативно-правовые акты, которыми урегулировано осуществление промышленного рыболовства:
Закон Украины «О рыбном хозяйстве, промышленном рыболовстве и охране водных биоресурсов»,
Постановление Кабинета Министров Украины от 25 ноября 2015 № 992 «Об утверждении Порядка осуществления специального использования водных биоресурсов во внутренних рыбохозяйственных водных объектах (их частях), внутренних морских водах, территориальном море, исключительной (морской) экономической зоне и на континентальном шельфе Украины»,
Приказ Государственного комитета рыбного хозяйства Украины от 18 марта 1999 г. № 33 «Об утверждении Правил промышленного рыболовства в рыбохозяйственных водных объектах Украины».
Ежегодно утверждаются правила промышленного рыболовства в бассейне Черного моря, в бассейне Азовского моря и на днепровских водохранилищах.
Ответственность за нарушение правил промышленного рыболовства:
За осуществление промышленного вылова рыбы без разрешения на специальное использование водных биоресурсов к нарушителям применяется административная ответственность в виде штрафа от 17000 грн. до 34000 грн. с конфискацией выловленных ресурсов и орудий лова.
В случае причинения вреда рыбохозяйственным водным объектам нарушитель обязан возместить причиненный своими действиями ущерб (гражданская ответственность).
OGP — LAWYERS & ACCOUNTANTS Подписывайтесь и задавайте Ваши вопросы на нашей странице в Facebook |
5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 |
Право на вылов и разведение рыбы теперь можно получить через ProZorro
Министерство энергетики и защиты окружающей среды приняло постановление, согласно которому резервы лимитов на промышленную добычу рыбы будут поделены на лоты и выставлены на онлайн-аукцион за ProZorro.
В министерстве отмечают, что постановление было разработано, потому что в Украине не используется резерв утвержденных лимитов для промышленной добычи рыбы, а это примерно 15% квотированных видов рыб.
«Иначе говоря ресурс, который можно использовать, а это около 2000 тонн квотированных видов просто-напросто был не распределен. Поэтому не приносил нашей экономике ни копейки», — заявляют в министерстве.
Отмечается, что инициатива даст доступ новым игрокам на рынке инвестиций, потому что раньше эта процедура была заблокирована отсутствием порядка её реализации, а 85% квот которые сейчас используются, были распределены бесплатно хозяйствами по заявочном принципу.
«К примеру, приходил человек и говорил комиссии, что хочет ловить рыбу — и комиссия говорила «да» или «нет». Конечно, это создавало коррупцию — государство же не получало ни копейки», — комментирует пресс-служба Минекоенерго.
В министерстве объясняют, что с принятием постановления, из резерва государство будет формировать лоты. Например, в Киевском водохранилище не распределено 15% лимита, в этом году это 170 тонн рыбы: из этого объема будут сформированы лоты по 5% от этого лимита, их выставят на онлайн аукционе через платформу ProZorro.
Разработкой документов по водным объектам будет заниматься Агентство Рыбного Хозяйства, оно же будет формировать лоты и выставлять их на аукцион.
Отмечается, что министерство не может ввести онлайн-аукционы на продажу всей рыбы, ведь существуют предприятия, где квоты уже распределены, их забрать невозможно, потому что это уничтожит отрасль.
Также сообщается, что постановление искоренит коррупционеров в этой области, ведь раньше человек, который хотел заниматься такой деятельностью самостоятельно шел в институт, заказывал исследования водного объекта и уже потом подавал документы на рассмотрение в Госрыбагенство, где при принятии решений было много субъективных факторов.
«Чиновники больше не будут решать в одностороннем порядке кому предоставлять право на вылов и разведение рыбы — отныне этот процесс будет происходить через онлайн аукцион на платформе ProZorro», — сообщает Минекоенерго.
Читайте нас также в Telegram. Подписывайтесь на наши каналы «УП. Кляті питання» и «УП. Off the record»
Как получить квоту на вылов рыбы
С 01.09.2024 Закон дополняется ст. 29.5 (ФЗ от 10.07.2023 N 314-ФЗ).
Статья 30. Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов
1. Общие допустимые уловы водных биоресурсов в морских водах, во внутренних водных объектах, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в районах действия международных договоров, ежегодно распределяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства применительно к следующим видам квот добычи (вылова) водных биоресурсов:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее — квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах);
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 349-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);
4) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
5) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства);
(п. 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского рыболовства;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
8) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в районах действия международных договоров для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее — международные квоты, предоставленные Российской Федерации);
(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
10) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водных объектах для осуществления промышленного рыболовства (далее — квоты добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водных объектах);
(п. 10 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее — квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели);
(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 349-ФЗ)
12) квоты добычи (вылова) крабов, предоставленные в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее — квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях);
(п. 12 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 86-ФЗ)
13) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные после 31 декабря 2021 года в инвестиционных целях в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, введенные после 1 января 2022 года (далее — квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в инвестиционных целях — 2022);
(п. 13 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 644-ФЗ)
14) квоты добычи (вылова) крабов, предоставленные после 31 декабря 2021 года в инвестиционных целях в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, введенные после 1 января 2022 года (далее — квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях — 2022).
(п. 14 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 644-ФЗ)
2. Утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 349-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Порядок распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова) определяется Правительством Российской Федерации.
4. Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водных объектах распределяются между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, предусмотрен статьей 31 настоящего Федерального закона.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)