Реклама или нет? Как отличить рекламу от обычной информации
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
- его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
- все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Рекомендовано для вас
Топ-3 рисков при планировании корпоративного праздника
Совсем скоро наступит пора новогодних корпоративов, а значит, и время повышенных рисков, связанных с организацией праздников. Мы отобрали три ошибки, часто допускаемые при планировании корпоративов, на которые не все руководители и юристы обращают внимание, но которые в итоге могут привести к серьезным проблемам. Три слабых места, о которых говорим в статье, – это обеспечение безопасности в ходе празднования, документальное оформление понесенных расходов и формулировки условий договоров на случай досрочного расторжения и по другим спорным вопросам. Даем рекомендации, какие меры стоит предпринять, чтобы избежать рисков, оградить себя, руководство и компанию от неблагоприятных последствий и со спокойной душой насладиться праздником.
Сергей Слесарев
частнопрактикующий юрист, эксперт Экспертного центра «Общественная Дума»
Цифровые рубли как средство платежа
С 1 августа 2023 года вступили в силу два закона, устанавливающих цифровой рубль в качестве вида безналичных расчетов. А с 11 августа действует Положение Банка России «О платформе цифрового рубля». Реальные же операции с цифровыми рублями начали проводиться только с 15 августа. В статье рассматриваем, что представляет из себя цифровой рубль, какова сфера его применения, кому он может быть интересен.
Новые требования к интернет-рекламе: ответы на вопросы
К марту 2023 г. завершился переходный период по внедрению требований к интернет-рекламе, которые были зафиксированы в ст. 18.1 Закона о рекламе. Эта статья устанавливает правила маркировки, учета рекламы и передачи информации о ней в Роскомнадзор (РКН) 1 .
Как накажут за нарушение новых требований?
Предполагалось, что после завершения переходного периода будут установлены штрафы для компаний, которые не направили через операторов рекламных данных (ОРД) в РКН информацию об интернет-рекламе и не получили идентификаторы. Однако такая ответственность все еще не предусмотрена.
Пока рекламораспространителя могут привлечь к ответственности за отсутствие пометки «реклама» и указания на рекламодателя по ст. 14.3 КоАП РФ 2 . В таком случае грозит штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
14 апреля 2023 г. в Госдуму внесли законопроект (№ 337373-8), который предусматривает введение ответственности с учетом новых требований Закона о рекламе. Так, ст. 14.3 КоАП РФ планируют пополнить новыми составами.
- Неисполнение обязанностей по предоставлению информации об интернет-рекламе, обеспечению такого предоставления или нарушение сроков: штраф для граждан – до 30 тыс. руб., для должностных лиц – до 100 тыс. руб., для компаний – до 500 тыс. руб.
- Распространение рекламы в Интернете без идентификатора, присвоенного ОРД, или нарушение правил его размещения: штраф для граждан – до 100 тыс. руб., для должностных лиц – до 200 тыс. руб., для компаний – до 500 тыс. руб.
- Неисполнение ОРД обязанности по передаче предоставленной информации об интернет-рекламе: штраф для должностных лиц – до 200 тыс. руб., для компаний – до 700 тыс. руб.
Но пока что законопроект не дошел даже до первого чтения.
Как выбрать оператора рекламных данных?
В октябре 2022 г. РКН утвердил список из семи ОРД, которые сейчас осуществляют учет рекламы и присваивают ей идентификаторы, а после размещения передают сведения о рекламе и цепочке ее распространения в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Вот эти операторы:
- «Лаборатория разработки» (Сбер);
- «Яндекс Оператор Рекламных Данных» («Яндекс»);
- «ВК Рекламные Технологии» (VK);
- «ОЗОН ОРД» («Озон»);
- «МедиаСкаут» (МТС);
- «Первый ОРД» («Вымпелком»);
- «ОРД-А» («Амбердата»).
Выбор ОРД зависит от того, где и какую рекламу планируется разместить. Например, если она появится в «Яндекс.Директ» и «ВКонтакте», то операторами без специального обращения выступят «Яндекс Оператор Рекламных Данных» и «ВК Рекламные Технологии». Если же реклама размещается на площадках, которые не принадлежат компаниям из вышеупомянутого списка РКН, то необходимо обращаться в те ОРД, которые принимают данные от этих рекламных систем.
Рекламодатель и рекламораспространитель могут работать с любым ОРД или сразу с несколькими на свой выбор. Законом о рекламе это не запрещено. К тому же если реклама размещается у разных операторов рекламных систем, то для передачи информации о ней будут использоваться и разные ОРД. Такой подход подтверждает РКН 3 .
Кто должен передавать информацию в единый реестр интернет-рекламы?
Рекламодатель может сделать это сам через ОРД, который передает данные в ЕРИР как «обязательный посредник». Также он вправе возложить обязанность по передаче информации ОРД и в ЕРИР на рекламораспространителя. В этом случае в договоре с ним надо четко прописать такую обязанность.
Какая информация будет считаться интернет-рекламой?
К интернет-рекламе применяется тот же подход, что и к внесетевой. Так, рекламой является распространение информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Но при условии, что такая информация:
- адресована неопределенному кругу лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламы и стороны правоотношений по реализации объекта рекламирования;
- указывает на объект рекламирования (товары, услуги и др.) и направлена на привлечение к нему внимания, формирование или поддержание интереса к объекту и его продвижение на рынке;
- ориентирована на потребителей из России, т.е. составлена на русском языке с указанием цен в рублях 4 .
В любом случае ФАС будет решать, является ли информация рекламой, исходя из ее содержания и обстоятельств размещения.
Будет ли афиша или статья о предстоящем мероприятии рекламой?
Закон о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие основной целью продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой 5 .
Афиша не будет считаться рекламной, если носит лишь информативный характер и не направлена на привлечение внимания к конкретному мероприятию. Краткая информация о предстоящих событиях в обзорных материалах не является рекламой, поскольку не позволяет выделить одно мероприятие из множества других и сформировать к нему интерес.
Статья о мероприятии может быть определена как справочно-информационная, если она подготовлена не для продвижения объекта рекламирования на рынке. При этом под требования Закона о рекламе подпадают рекламные материалы, выпущенные под видом информационной продукции.
Информация о мероприятии, даже если оно бесплатное, может быть признана рекламой при условии, что она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к этому мероприятию.
Объявление – реклама?
Объявление – это сообщение, извещение о чем-либо. Будет ли оно признано рекламой, зависит от контекста. Закон о рекламе не распространяется на объявления граждан и компаний, не связанные с предпринимательской деятельностью, – например, на хрестоматийные объявления граждан «Продам гараж».
Не относятся к рекламе однотипные сведения о товарах и услугах на классифайдах – «Авито», «ЦИАН» и др. Сведения на таких сайтах предназначены для информирования посетителей о возможности и условиях приобретения товаров и услуг, а не для формирования и поддержания интереса к ним 6 .
В каких случаях пресс-релиз считается рекламой?
Отнесение пресс-релиза к рекламе зависит от его содержания. Если целью пресс-релиза является только описание предстоящего мероприятия, то это не реклама. То же касается и пост-релизов о прошедших событиях.
Но когда текст содержит призывы к покупке билетов, товаров или услуг, участию в акции либо когда он перегружен положительной эмоционально окрашенной информацией – релиз может быть отнесен к рекламе. И неважно, распространяется материал возмездно или нет 7 .
Пример нерекламного релиза с сайта BIRCH LEGAL:
Является ли информация о партнерах на сайте рекламой?
Информация о партнерах, даже с изображением их товарных знаков, не является рекламой. Но при условии, что такая информация:
- размещена на специальной вкладке, посвященной описанию партнеров;
- не формирует интерес к партнерам и не направлена на продвижение их товаров или услуг;
- носит только справочно-информационный характер.
Важно, чтобы информация о партнерах была единообразной – не привлекала особого внимания к одному из них, не содержала избыточных положительных характеристик. Данное правило касается и ссылок на сайты партнеров – если они есть у всех и никто не выделяется, то это, скорее всего, не будет признано рекламой.
Когда упоминание о товаре – органичная интеграция, а не реклама?
Органичной интеграцией является упоминание товара и средств его индивидуализации, его изготовителя и продавца, которое уместно включено в научные, литературные и прочие произведения без цели привлечения интереса к этому товару. Такие интеграции не реклама.
Например, герой романа заказывает кофе в ресторане, но ни к бренду заведения, ни к торговому знаку напитка внимание читателя не привлекается.
Также органичной интеграцией будет бытовое использование блогером продуктов питания, посуды, одежды в своих видеороликах. При этом ФАС указывает: если блогер рассказывает о товаре в необычной для него манере, подробно описывает положительные характеристики товара и где его купить, то это уже реклама 8 .
Будет ли рекламой подборка товаров на маркетплейсе или в поисковике?
Если товар не выделяется специально в общей выборке или «меню» товаров, то сведения о нем не реклама 9 . Такая логика легла в основу законопроекта, который предлагает не считать рекламой информацию о товаре, его производителе и продавце, размещенную на маркетплейсе или выдаваемую поисковиками, если ее основной целью не является продвижение товара.
Главное, что при размещении таких сведений или выдаче результатов поискового запроса задача по формированию и поддержанию интереса к объекту не выполняется, поскольку однородная информация о множестве товаров не позволяет выделить один из них.
Но если на маркетплейсе или странице поисковой выдачи появляется информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару, то это реклама 10 . Например, так работают всплывающие баннеры.
Нужно ли маркировать рассылку рекламы по электронной почте?
Рассылка рекламы по электронной почте – это ее распространение по сетям электросвязи, а не путем размещения в Интернете 11 . Такая реклама не подпадает под новые требования ст. 18.1 Закона о рекламе, в том числе по маркировке. Она должна соответствовать «старым» требованиям, указанным в ст. 18 Закона о рекламе.
Нужно ли заново маркировать репост?
Все зависит от информации, которая содержится в материале, и целей его репоста.
Когда сделан репост рекламного материала, ФАС будет оценивать, направлен ли он на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Если репост сделан по договоренности с рекламодателем для увеличения просмотров, привлечения дополнительного внимания к товару и побуждения к его покупке, то репост надо маркировать. При этом неважно, оплачен ли он или были иные договоренности.
Однако репост может быть сделан исключительно в информационных целях. Например, чтобы показать новую разработку или привести общие сведения. Тогда, возможно, ФАС решит, что репост не подпадает под действие Закона о рекламе и маркировать его не надо.
1 Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 347-ФЗ в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 326-ФЗ.
2 Часть 16 ст. 18.1, ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе.
3 40 вопросов Роскомнадзору о новом законе учета интернет-рекламы (AdIndex: https://adindex.ru/publication/opinion/right/2022/06/22/305028.phtml).
4 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 г.
5 Пункт 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе.
6 Письмо ФАС от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”». Разъяснения ФАС «Об информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” по адресам: www.avito.ru, www.youla.ru» (разъяснения на сайте ФАС: https://fas.gov.ru/documents/b-n-7c31962a-c6b6-4403-9351-6c575ad2b04a).
7 Письмо Роскомнадзора от 14 ноября 2022 г. № 03-100982 «О рассмотрении обращения».
8 ФАС уточнила, какая информация признается рекламой (новость от 21 ноября 2022 г. на сайте ФАС: https://fas.gov.ru/news/32269).
9 Письмо ФАС от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”».
10 Письмо ФАС от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”».
11 Статья 18 Закона о рекламе.
Фото: фотобанк Freepik/@pch.vector
Реклама и информация. Специфика регулирования в Российской Федерации
Основными законодательными актами в сфере регулирования рекламы и информации являются Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ и два федеральных закона: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ( Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) и Федеральный закон «О рекламе» ( Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ) .
Положения Конституции Российской Федерации, изложенные в 29-й статье, о свободе мысли и слова, наличии права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, являются основополагающими в построении нашего рассуждения на тему рекламы и информации.
Начинаем с основных положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»(далее – «Закон об информации»).Данный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу и распространение информации. Сразу приведем сравнение с Законом о рекламе, который распространяется на отношения в сфере рекламы (а реклама – это информация),если распространение рекламы происходит на территории Российской Федерации. Таким образом, мы получаем определенный вид информации, имеющий специальное регулирование при распространении только на территории РФ. Этот вывод важно зафиксировать для себя в целях дальнейшего правоприменения.
Итак, Закон об информации дает определение, согласно которому«информация – это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления». Далее будут приведены положения статей Закона об информации с целью понимания основных моментов регулирования.
Информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, у нас есть определение информации как общего понятия и регулирование ее распространения. Теперь перейдем к рекламе.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения в рекламной сфере, является Федеральный закон «О рекламе» (везде по тексту –«Закон о рекламе»). Закон о рекламе дает определение рекламы следующим образом:«Реклама —информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Основываясь на указанной статье можно выделить следующие признаки рекламы как вида информации:
1) это информация, распространяемая любымспособом;
2) это информация, распространяемая в любойформе;
3) это информация, распространяемая с использованием любыхсредств;
4) это информация, адресованная неопределенномукругу лиц;
5) это информация, направленная на:
— привлечениевнимания к объекту рекламирования,
— формирование или поддержаниеинтереса к объекту рекламирования,
—продвижение объекта рекламированияна рынке.
Мы не будем здесь останавливаться на рассмотрении особенностей способов распространения рекламной информации, которые законодатель связал с типом каналов коммуникации, отдельно обозначив телевидение, радио, прессу, кино и видеоканалы, сети электросвязи, наружные конструкции и транспортные средства. Это материал для отдельной статьи.
Теперь о практической стороне дела, о применении вышеизложенного или зачем нам все это нужно знать. Предположим, у нас есть алкогольный бренд, маркетинговая стратегия которого включает различные каналы и способы продвижения. При этом согласно положениям Закона о рекламе мы имеем определенные ограничения с точки зрения каналов, форм, методов, мест и времени рекламирования алкогольной продукции. Реклама алкогольной продукции в настоящее время регулируется двумя основными законодательными актами – Законом о рекламе и Федеральным законом № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Реклама любой алкогольной продукции запрещена (ст. 21 Закона о рекламе):
1) на телевидении и радио (с оговорками для пива и вина);
2) в периодических печатных изданиях (с оговорками для пива и вина);
3) с использованием транспортных средств;
4) с использованием стационарных конструкций (наружная реклама);
5) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио-, видеопродукции;
7) в социальных объектах (музеи, стадионы, библиотеки, школы и пр.) и в радиусе 100м от них.
Тем не менее, информация об алкогольной продукции по вполне понятным причинам распространяется довольно активно и вопрос, с которым мы встречаемся практически ежедневно – этовопрос квалификации материала в качестве рекламного или информационного. Неправильная квалификация ведет к неправильному применению норм закона, далее – либо к нарушениям данных норм, либо к сужению используемого перечня маркетинговых инструментов.
Приведем несколько примеров.
1. Компания-производитель алкогольной продукции на своем сайте в интернете размещает информацию о продукции. Это реклама? В большинстве случаев целью размещения данной информации является именно информирование аудитории сайта об ассортименте производимой продукции. Но при наличии определенных признаков (см. определение рекламы) данная информацияможет быть признана рекламой.
2. Компания-дистрибьютор алкогольной продукции (вино, крепкий алкоголь) выпускает информационную брошюру/книгу/журнал с различными разделами – от винного туризма – до винных аукционов. Это реклама? Закон о рекламе содержит запрет на размещение рекламы алкогольной продукции впериодическихпечатных изданиях. Согласно определению данному в Федеральном законе № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Берем определение периодического издания, добавляем определение рекламы – и квалифицируем материал. В зависимости от составляющих вполне может быть сделан вывод, что выпускаемая брошюра/книга/журнал относится к периодике, следовательно,рекламаалкогольной продукции в данном издании запрещена, но разрешенаинформация.
3. Компания-средство массовой информации (печатные СМИ) делает винные обзоры рынка алкогольной продукции. Вполне очевидно ожидать от данного материала наличия списка алкогольных брендов, анализа их различных характеристик и пр. Это реклама? Рассматриваем отдельно информацию о каждом бренде с точки зрения определения рекламы и … делаем выводы.
Перефразируя Парацельса – все есть яд и все есть лекарство, тем или иным его делает только доза. В конце концов, реклама – это своего рода алхимия. Пользуйтесь аккуратно.
Возвращаясь к законодательству, по результатам анализа профильных актов можно сделать вывод о том, чтореклама – это определенный вид общедоступной информации, особенности регулирования распространения которого установлены Законом о рекламе. При этом хотелось бы обратить внимание, что несмотря на наличие специального рекламного закона при анализе отношений, связанных с распространением рекламной информации, с нашей точки зрения, следует обязательно принимать во внимание положения законодательных актов о регулировании информации в Российской Федерации.
Юлия Немцева, Управляющий партнер AdConsul
Освобождение амбивалентно порождает и обеспечивает гравитационный парадокс 5,1 Мб
Кубок PARI Премьер // ежегодный футбольный турнир
Санкт-Петербург, 1-15 августа 2023г. // стадионы «Газпром Арена» и «Смена»
#анонс Премия SPORT BUSINESS AWARDS
19 апреля 2023 года, Москва. Профессиональная премия в области спортивного бизнеса, отмечающая лучшие проекты, объекты и менеджеров по итогам каждого года. В этом году проводится в шестой раз. AdConsul участвует в составе жюри премии уже третий раз.
#индустриальные встречи
Форум Букмекеров России, Москва, 2-3 марта 2023г.
«Захват. Переворот. Что ждет букмекерскую отрасль?»
8 сентября 2022г. в Москве прошел бизнес-завтрак, организованный изданием СБК (Спорт Бизнес Консалтинг). // AdConsul (Юлия Немцева) принял в нем непосредственное участие
© 2023 AdConsul
Копирование материалов данного сайта возможно только с письменного разрешения AdConsul. При цитировании ссылка на adconsul.org обязательна. Cвязь с компанией info@adconsul.org.
Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.09.2023 г.)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения, размещения и использования рекламы на территории Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели Закона
Целями настоящего Закона являются обеспечение необходимых условий для производства, распространения, размещения и использования рекламы, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Статья 2. Сфера применения Закона
- Показать изменения
1. Настоящий Закон распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности физических и юридических лиц, производящих, распространяющих, размещающих и использующих рекламу на территории Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
- Показать изменения
2. Настоящий Закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, а также на политическую агитацию и пропаганду, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 10.07.23 г. № 19-VIII (введен в действие с 10 сентября 2023 г.)
- Показать изменения
3. Особенности регулирования онлайн-рекламы устанавливаются Законом Республики Казахстан «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе».
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Статья 3. Основные понятия
- Показать изменения
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
1) социальная реклама — информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей некоммерческого характера, а также обеспечение интересов государства;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 3 дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.06.07 г. № 264-III; изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )
Подпункт 1-1 изложен в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1-1) средство индивидуализации — обозначение, служащее для различия товаров (работ, услуг), участников гражданского оборота (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другое);
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 3 дополнена подпунктом 1-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года); изложен в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1-2) реклама — информация, распространяемая и (или) размещаемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации;
См.: Ответ Министр национальной экономики РК от 3 мая 2022 года на вопрос от 25 апреля 2022 года № 737007/1 (dialog.egov.kz) «Размещение баннера, на котором указана фраза «МЫ ОТКРЫЛИСЬ!» или «МЫ ОТКРЫТЫ!, подпадает под определение рекламы»
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
1-3) исключен в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
2) ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию , времени, месту и способу распространения, размещения, установленных законодательством Республики Казахстан;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
3) рекламодатель — физическое или юридическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, распространения и размещения рекламы;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
4) рекламопроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее приведение рекламной информации к готовой для распространения и размещения форме;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Статья дополнена подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.)
- Показать изменения
4-1) регулирующие государственные органы в области рекламы — государственные органы, осуществляющие руководство в отдельной отрасли, в которой осуществляется рекламная деятельность;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена подпунктом 4-2 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.)
4-2) уполномоченный орган в области рекламы — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области рекламы;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 546-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
5) рекламораспространитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение и размещение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств телерадиовещания и иными способами;
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
6) потребители рекламы — неопределенный круг физических и (или) юридических лиц, которым предназначается реклама;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
7) бегущая строка — способ распространения рекламы, размещаемой на объектах наружной (визуальной) рекламы или передающейся по телеканалам, в кино- и видеообслуживании, который характеризуется последовательным чередованием (передвижением) сочетаний букв, цифр, знаков, составляющих в совокупности определенную информацию;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена подпунктом 7-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ); изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
7-1) уличная мебель (оборудование) — объекты декоративного характера и практического использования (вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, остановки общественного транспорта, информационная панель, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения), устанавливаемые в населенных пунктах на открытом пространстве за пределами помещений;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 3 дополнена подпунктом 7-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года); изложен в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
7-2) вывеска — информация о наименовании и роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание по числу входов в него и (или) на входе ограждения занимаемой территории, а также крышах и фасадах в пределах зданий, пристроек к ним и временных сооружений физических и юридических лиц в местах их фактического нахождения и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг;
См.: Ответ Министра национальной экономики РК от 4 декабря 2020 года на вопрос от 2 декабря 2020 года № 655122 (dialog.egov.kz) «Логотип, размещенный у входа в здание, где организация оказывает услуги, подпадает под определение вывески и соответственно плата как за объект наружной рекламы не начисляется», Ответ Министерства национальной экономики РК от 1 марта 2023 года на вопрос от 18 февраля 2023 года № 78671 (gov.kz) «Касательно платы за размещение рекламного баннера внутри собственной частной огороженной территории»
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Статья дополнена подпунктом 7-3 в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 128-VI; изложен в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
7-3) указатель — конструкция размером до двух квадратных метров включительно, размещенная на земле или опорах контактной сети и освещения, указывающая место нахождения организации, торгового или иного объекта и расположенная в непосредственной близости от них, содержащая исключительно информацию об их наименовании, средстве индивидуализации (при наличии) и навигации;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
8) исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.)
- Показать изменения
9) наружная (визуальная) реклама — реклама, размещенная на объектах наружной (визуальной) рекламы и доступная визуальному восприятию на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования ;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена подпунктом 10 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.)
10) объект наружной (визуальной) рекламы — сооружения, различного рода объемные или плоскостные конструкции, в том числе экраны и электронные табло, световые конструкции, и иные средства, используемые для распространения и (или) размещения рекламы;
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена подпунктом 11 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.)
- Показать изменения
11) телеторговля — публичное предложение на телеканале с целью реализации товаров или оказания услуг.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 4. Законодательство Республики Казахстан о рекламе
- Показать изменения
1. Законодательство Республики Казахстан о рекламе основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
- Показать изменения
Статья 5. Авторское право и смежные права на рекламу
- Показать изменения
Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. Авторское право и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также международными договорами.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Глава 2. Общие и специальные требования к рекламе
Статья 6. Общие требования к рекламе
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1. Реклама независимо от формы или используемого средства распространения, размещения, включая сферу электронной коммерции , должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств непосредственно в момент ее представления.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.06.07 г. № 264-III ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 28.12.17 г. № 128-VI ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.12.21 г. № 94-VII ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
2. Реклама на территории Республики Казахстан (за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств) распространяется на казахском языке, а по усмотрению рекламодателя также на русском и (или) других языках .
- Показать изменения
Перевод содержания рекламы не должен искажать ее основной смысл.
- Показать изменения
Текст рекламы должен соответствовать требованиям Закона Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан».
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
2-1. Исключен в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
3. Исключен в соответствии с Законом РК от 19.06.07 г. № 264-III ( см. стар. ред. )
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
4. Не допускается реклама товаров (работ, услуг), запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
- Показать изменения
Если деятельность, осуществляемая рекламодателем, подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (работ, услуг), а также при рекламе самого рекламодателя необходимо указывать номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию, кроме рекламы на радио.
См.: Ответ Министра национальной экономики РК от 24 августа 2020 года на вопрос от 21 августа 2020 года № 633996 (dialog.egov.kz) «Независимо от размера предмета, на котором размещается реклама, при размещении рекламы наименования рекламодателя, деятельность которого подлежит лицензированию, необходимо указывать номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию»
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена пунктом 4-1 в соответствии Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI
- Показать изменения
4-1. В рекламе товара (работы, услуги), реализуемого на территории Республики Казахстан, указание цены (тарифов, расценок, ставок) осуществляется в тенге.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
5. Запрещается реклама не зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан религиозных объединений и духовных (религиозных) организаций образования .
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена пунктом 5-1 в соответствии Законом РК от 24.04.15 г. № 310-V
- Показать изменения
5-1. Запрещается реклама электронного казино и интернет-казино.
См: Ответ Министра культуры и спорта РК от 12 мая 2021 года на вопрос от 4 мая 2021 года № 683095 (dialog.egov.kz), Ответ Министра национальной экономики РК от 11 мая 2021 года на вопрос от 4 мая 2021 года № 683096 (dialog.egov.kz)
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Пункт 6 изложен в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.06.07 г. № 264-III ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
7. Реклама не должна возбуждать панику в обществе, побуждать физических лиц к агрессии, а также к иному противоправному действию (бездействию).
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
8. Исключен в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена пунктом 9 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.04.23 г. № 226-VII (введены в действие с 1 июля 2023 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
9. В социальной рекламе не допускается упоминание о средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
- Показать изменения
Установленные ограничения не распространяются на упоминания о государственных органах, органах местного самоуправления, спонсорах, физических лицах, нуждающихся в специальных социальных услугах или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
- Показать изменения
В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды о каждом, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — три секунды о каждом, и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, — не более чем пять процентов рекламной площади (пространства). Указанные ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе о физических лицах, нуждающихся в специальных социальных услугах или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи .
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена пунктом 10 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.)
- Показать изменения
10. Ограничения на рекламу устанавливаются настоящим Законом и другими законами Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Статья 7. Виды ненадлежащей рекламы
1. Недобросовестной является реклама, которая:
- Показать изменения
1) содержит сравнение рекламируемых товаров (работ, услуг) с товарами (работами, услугами) других физических или юридических лиц, а также высказывания, образы, порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию;
2) вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемой продукции посредством копирования фирменного наименования, товарного знака, фирменной упаковки, внешнего оформления товара, формул, изображений и другого коммерческого обозначения, используемых в рекламе другой продукции, либо посредством злоупотребления их доверием;
3) содержит указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара (работ, услуг);
4) дискредитирует, унижает или высмеивает физические или юридические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами (работами, услугами);
Пункт 1 дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 19.06.07 г. № 264-III
- Показать изменения
5) представляет собой рекламу товаров, запрещенных к рекламе законом Республики Казахстан, если такая реклама осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, запрещенного к рекламе, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
2. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:
В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 31-V ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1) таких характеристик продукции, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия использования, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия национальным стандартам, количество, происхождение;
- Показать изменения
2) наличия продукции на рынке, возможности ее приобретения в определенном месте;
- Показать изменения
3) стоимости (цены) продукции и дополнительных условий оплаты на момент распространения и размещения рекламы;
4) доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания продукции;
5) гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
6) предполагаемых результатов применения;
- Показать изменения
7) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг;
- Показать изменения
8) прав на использование государственных символов (герба, флага, гимна), а также символов международных организаций;
9) официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
- Показать изменения
10) предоставления информации о способах приобретения полной серии продукции, если она является частью серии;
11) результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
12) утверждений о товарах (работах, услугах), осуществляемой предпринимательской деятельности, дискредитирующих физическое или юридическое лицо, промышленную или торговую деятельность других лиц;
Подпункт 13 изложен в редакции Закона РК от 19.03.10 г. № 258-IV ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
13) статистической информации, которая не должна предоставляться в виде, преувеличивающем ее обоснованность;
14) статуса или уровня компетентности производителя, продавца товаров (работ, услуг) или лиц, их рекламирующих.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
3. Неэтичной является реклама, которая:
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1) содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, языка, профессии, социального положения, возраста, пола, религиозных и политических убеждений физических лиц;
2) порочит объекты искусства, культуры, памятники истории, являющиеся национальным или мировым достоянием;
3) порочит государственные символы, национальную валюту Республики Казахстан или иностранную валюту, религиозные символы.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
- Показать изменения
4. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
- Показать изменения
5. Скрытой является реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, инстинкты в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции, в том числе путем использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и иными способами.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
6. Ненадлежащая реклама запрещается.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 8 изложена в редакции Закона РК от 18.01.12 г. № 546-IV (введен в действие по истечении тридцати календарных дней после первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
Статья 8. Реклама на теле-, радиоканалах
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.17 г. № 128-VI ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1. Реклама на теле-, радиоканалах , не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, не должна превышать двадцать процентов от общего объема вещания в сутки, за исключением бегущей строки, социальной рекламы, информации о собственной продукции теле-, радиоканалов (анонсов), не содержащей рекламы третьих лиц, объявления о мероприятиях, подготовленных и проводимых теле-, радиоканалом, а также рекламы, размещаемой в месте события, транслируемого в прямом эфире или записи повтора прямого эфира.
Часть вторая пункта 1 изложена в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
В общем объеме вещания рекламы в сутки общая продолжительность рекламы в период времени с восемнадцати до двадцати трех часов местного времени в течение часа времени вещания должна составлять не более двадцати процентов.
- Показать изменения
На теле-, радиоканалах объем рекламы на казахском языке в интервалах времени через каждые шесть часов, исчисляемых с ноля часов местного времени, не должен быть менее суммарного объема рекламы, распространяемой на других языках.
Объем рекламы на теле-, радиоканалах, за исключением социальной рекламы, на казахском и русском языках, а также по усмотрению рекламодателя и на других языках определяется хронометражем размещаемых рекламных материалов в соответствии с правилами проведения мониторинга средств массовой информации, распространяемых на территории Республики Казахстан, утвержденными уполномоченным органом в области средств массовой информации.
- Показать изменения
Телеторговля на телеканалах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должна составлять не более тридцати процентов от общего объема вещания рекламы в сутки.
См.: Методики расчета объема общей продолжительности рекламы в период времени с восемнадцати до двадцати трех часов местного времени в течение часа времени вещания на теле-, радиоканалах, расчета объема телеторговли на телеканалах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера
Объем телеторговли на теле-, радиоканалах, специализирующихся исключительно на сообщениях рекламного характера, не ограничен.
При трансляции рекламы ее звук не должен быть громче звука транслируемой программы.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.21 г. № 94-VII ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1-1. Ежедневный объем социальной рекламы , размещаемой на безвозмездной основе на обязательных теле-, радиоканалах, должен составлять не менее десяти выходов в интервале времени продолжительностью восемнадцать часов, исчисляемом с шести часов утра местного времени, с обязательными двумя выходами в интервале времени продолжительностью шесть часов, исчисляемом с восемнадцати часов местного времени.
- Показать изменения
Социальная реклама распространяется равномерно в течение всего ежедневного ее выхода в эфир на территории Республики Казахстан на казахском языке, а по усмотрению рекламодателя также на русском и (или) других языках .
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
2. При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, ее размер не должен превышать семь с половиной процентов площади кадра и нарушать текстовый или информационный материал в телепрограммах.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
3. Запрещается прерывать рекламой, в том числе способом бегущей строки, трансляцию официальных сообщений, выступлений кандидатов в Президенты Республики Казахстан и в депутаты представительных органов, образовательных и религиозных телепрограмм, а также демонстрацию детских телепрограмм, за исключением рекламы, предназначенной для детей и подростков.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
4. В дни национального траура реклама на теле-, радиоканалах запрещается.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 9 изложена в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
Статья 9. Реклама в периодических печатных изданиях
- Показать изменения
Реклама, ее тематика периодическими печатными изданиями определяются самостоятельно.
- Показать изменения
Периодические печатные издания, распространяемые по подписке, обязаны в условиях подписки указывать тематическую направленность издания.
- Показать изменения
Реклама в периодических печатных изданиях размещается на языке, закрепленном в свидетельстве о постановке на учет средства массовой информации.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
Статья 10. Реклама в кино-, видео- и справочном обслуживании
- Показать изменения
1. Запрещается прерывать рекламой демонстрацию фильма в кино- и видеообслуживании, за исключением перерывов между сериями.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
2. При справочном обслуживании реклама предоставляется только после сообщения запрашиваемой информации.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Показать изменения
3. При платном справочном, компьютерном и ином обслуживании реклама распространяется только с согласия клиента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемой информации.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Статья 11. Наружная (визуальная) реклама
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 19.06.07 г. № 264-III ( см. стар. ред. ); внесены изменения, далее нумерация изменена в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г., см. стар. ред. ; с 1 января 2021 г., см. стар. ред. )
- Показать изменения
1. Размещение наружной (визуальной) рекламы осуществляется путем отображения и нанесения рекламных изображений и (или) информации на объектах наружной (визуальной) рекламы, в том числе размещаемых на внешних сторонах зданий (сооружений).
- Показать изменения
Размещение объектов наружной (визуальной) рекламы, в том числе указателей, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности , автомобильных дорогах и о дорожном движении .
- Показать изменения
Объекты наружной (визуальной) рекламы должны соответствовать национальным стандартам.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Подпункт 1-1 изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 29.03.16 г. № 479-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1-1. К наружной (визуальной) рекламе не относятся:
- Показать изменения
- Показать изменения
2) информация о режиме работы;
- Показать изменения
3) афиши культурных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, размещаемые в специально отведенных местах;
- Показать изменения
4) индивидуализация технических средств обслуживания и транспортных средств;
- Показать изменения
5) информация о видах нефтепродуктов, ценах на нефтепродукты, наименовании и логотипе продавца, размещаемая при въезде на автозаправочные станции;
6) информация (сведения) о культурных ценностях и (или) об объектах историко-культурного наследия, в том числе о памятниках истории и культуры;
7) информация, содержащая сведения о курсах покупки и (или) продажи наличной иностранной валюты за тенге, размещаемая возле обменных пунктов;
- Показать изменения
8) внутреннее оформление витрин и окон для внешнего визуального восприятия следующего характера:
- Показать изменения
товарная продукция, размещаемая внутри помещений;
- Показать изменения
виды оказываемых услуг;
- Показать изменения
- Показать изменения
декоративное и праздничное оформление.
См.: Письмо Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2020 года № 27-4/1140 «Касательно размещения рекламы внутри помещения», Ответ Министра национальной экономики РК от 9 декабря 2019 года на вопрос от 5 декабря 2019 года № 583993 (dialog.egov.kz) «Об установлении на территории АЗС розничными реализаторами нефтепродуктов печатных материалов с информацией об экологическом классе топлива», Ответ Министра национальной экономики РК от 5 февраля 2021 года на вопрос от 4 февраля 2021 года № 666040/1 (dialog.egov.kz) «Расположенная на столбе световая вывеска, находящаяся на территории организации, не является объектом наружной рекламы», Ответ Министра национальной экономики РК от 25 мая 2021 года на вопрос от 19 мая 2021 года № 685947 (dialog.egov.kz) «Об отнесении изображений логотипов техники на флагштоках к наружной рекламе»
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
В пункт 1-2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
1-2. Наружная (визуальная) реклама и объекты наружной (визуальной) рекламы не должны снижать транспортно-эксплуатационные качества дороги, нарушать требования безопасности движения транспортных средств и охраны окружающей среды, иметь сходство с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость или эффективность восприятия, ослеплять пользователей дороги.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
2. Размещение наружной (визуальной) рекламы допускается при условии направления уведомления о размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.)
- Показать изменения
2-1. Уведомления направляются рекламораспространителями, размещающими наружную (визуальную) рекламу, в:
местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы, городов областного значения — при размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в городах республиканского значения, столице, городах областного значения, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, проходящих через территории городов республиканского значения, столицы, городов областного значения;
- Показать изменения
местные исполнительные органы районов — при размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в городах районного значения, селах, поселках, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Статья дополнена пунктом 2-2 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.)
- Показать изменения
2-2. Уведомление направляется не менее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты размещения наружной (визуальной) рекламы.
- Показать изменения
К уведомлению прилагаются:
- Показать изменения
1) форма сведений, содержащая информацию о периоде и месте размещения наружной (визуальной) рекламы;
- Показать изменения
2) документ, подтверждающий внесение платы за первый месяц размещения наружной (визуальной) рекламы в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.21 г. № 94-VII ( см. стар. ред. )
- Показать изменения
3) описание рекламы в произвольной форме с приложением ее эскизов.
Местные исполнительные органы вправе дать обязательные для устранения письменные мотивированные замечания к представленным материалам.
В случае предоставления местными исполнительными органами замечаний наружная (визуальная) реклама может быть размещена только при условии устранения замечаний.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Статья дополнена пунктом 2-3 в соответствии с Законом РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.)
- Показать изменения
2-3. В случае непредставления местными исполнительными органами ответа в течение четырех рабочих дней со дня получения уведомления заявитель вправе разместить наружную (визуальную) рекламу в заявленные им сроки.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 13.06.13 г. № 101-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 29.03.16 г. № 479-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 11.07.17 г. № 90-VI (введено в действие с 1 января 2018 г. — для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения более двух тысяч человек; для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек вводится в действие с 1 января 2020 г.) ( см. стар. ред. )
См. редакцию пункта 3, действующую до 1 января 2020 г. для городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с численностью населения две тысячи и менее человек
- Показать изменения
3. За размещение наружной (визуальной) рекламы взимается плата в порядке и размерах, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Добавить комментарий
- Судебные решения
Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 13.06.13 г. № 101-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 08.01.19 г. № 215-VI (введено в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )